Суббота, 20 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо редактору
Суббота, 20 апреля 2024 16 +  RSS  Письмо редактору
Александр Мосичкин: «Учителя ответственны за судьбу своих учеников».
14:51, 05 октября 2018

Александр Мосичкин: «Учителя ответственны за судьбу своих учеников».


Так уж повелось в России, что в наших школах в большинстве своём преподавательской деятельностью занимаются женщины, продолжая свою роль матери-воспитательницы и в профессиональной деятельности. Поэтому очень отрадно, когда в школьной жизни наших детей появляется педагог-мужчина, олицетворяющий собой ответственное отцовство и качественно другой, стратегический взгляд на окружающий мир. Именно таким, по мнению педагогов и родителей, является молодой учитель из Торбеевской школы Александр Мосичкин.

Истоки его учительства

Александр Александрович родился и вырос в семье интеллигентов из Хвостовического района. Его отец, Александр Иванович Мосичкин, будучи по образованию инженером, некоторое время преподавал в школе физику, затем долгие годы возглавлял местный совхоз, а сейчас является главой администрации села Милеево, где мама Александра Нина Викторовна до закрытия начальной школы работала учительницей, а сегодня трудится библиотекарем.

Возможно, именно поэтому профессиональный выбор молодого человека стал осознанным и желанным. По словам Александра Александровича, для него первостепенно и крайне важно то, сможет ли он получать удовольствие от своей трудовой деятельности и приносить благо людям. Но при этом он, как глава семьи, также понимает и всю меру лежащей на нём ответственности за её материальное благополучие. Он глубоко убеждён, что, если человек работает увлеченно, с душёй и большой самоотдачей, то никогда не пропадёт и не останется без необходимых ему средств. С такими добрыми мыслями Александр Мосичкин уверенно и идёт по этой жизни. А успех молодого преподавателя и его увлеченность своей работой только подтверждают эту теорию.

Выбор поля деятельности

Стремясь к педагогике, Александр Мосичкин окончил исторический факультет Калужского государственного университета. Потом, отслужив в условиях сурового севера в артиллерийских войсках, вернулся в родной район, где начал работать в отделе образования, а затем возглавил начальную школу. Однако должность директора не приносила молодому, активному человеку морального удовлетворения. Ему не нравилось заниматься бумажной работой, а хотелось больше общаться с детьми, отдавая им все свои знания.

Именно тогда он и решил устроиться на  работу по специальности. Педагог нашёл себе дело по душе в одной из сельских школ, остановив свой выбор на нашем Малоярославецком  районе, как наиболее активно развивающемся и имеющем богатую историю. И до сих пор нисколько об этом не пожалел, хотя ему и приходиться ежедневно ездить на работу из Калуги, где он проживает со своей семьёй.

Так, пошёл уже третий год как Александр Мосичкин преподаёт торбеевским ребятам свои любимые предметы: историю, географию и обществознание, стараясь разжечь в детских душах жажду познания мироустройства, занимаясь также школьным музеем и работой профсоюзного комитета.

Его убеждения

По мнению молодого учителя, работа со школьниками – это не только подача знаний, но и формирование их мировоззрения, их картины мира. И это наиболее ценно притом, что люди и дальше смогут получать какие-то знания, однако психика уже не воспримет их также как в детстве. А значит, школьный период крайне важен в становлении личности.

И педагоги, по словам Мосичкина, ответственны за то, какой ими вложен смысл жизни подрастающему поколению. Таким образом, говорит он, учителя ответственны за судьбы своих учеников и должны быть важнейшим примером для них.

При этом главным в образовании Александр Александрович считает не новомодные ГОСТы, стандарты и технологии, а именно живое слово учителя. Ведь, по словам педагога, интонации или даже паузы при живом общении подчас способны сказать для человека больше, чем тонны учебных знаний.

Педагогика как служение

Учительство для Александра Мосичкина в первую очередь – это служение обществу, самопожертвование ради воспитания детей и их будущего. И не случайно как-то раз Александр Александрович ответил на вопрос о том, что такое в его понимании учительство, то, что это настоящий Крест. По его словам, «как Христос отдал себя на распятие ради спасения человеческих душ, так и настоящий педагог должен отречься от себя, своих желаний и мечтаний ради душ вверенных ему детей, с таким огромным доверием внимающих ему сегодня».

Как говорит Мосичкин, многие учителя действительно приносят себя в жертву из любви к детям. По его мнению, этот момент должен быть в жизни каждого. «Ведь, например, если супруги не приносят себя в жертву друг другу ради построения семьи, то никакого счастливого брака у них не будет. То же самое и в школе – нет самопожертвования, то нет и отклика в детской душе».

Главная проблема

Говоря о педагогике, Александр Александрович особо подчёркивает, что сегодня нашему миру как никогда не хватает духовности. «Сейчас много говориться про всякие информационные технологии, про внедрение различных образовательных систем, новых стандартов, технологических карт уроков, но забывают о самом слове учителя, о передаваемой им детям духовности».

Ведь научить ребёнка заучивать информацию достаточно легко. Это обусловлено возрастными особенностями психики. Уже сложнее — научить применять информацию. Тут нужны особые педагогические технологии. «Но научить оставаться всегда человеком, быть человеком в разных ситуациях и не предавать себя и свои высшие ценности, — это уже совершено другое».

Тут, по словам Мосичкина, важен пример и учителя, и родителя. И в учительской профессии очень важно такие примеры показывать детям.

«Ведь что мы сейчас наблюдаем, включая телевизор или открывая Интернет? – говорит Александр Александрович. — Сплошь и рядом одних американских или западных героев. Причём это выдуманные персонажи. Тот же Человек-Паук и другие. Такие персонажи могут возникнуть только, когда нет своих настоящих героев. И нам должно быть стыдно подражать этому потому, что у нас своих героев неимоверное число.

Причём не только героев, которые свои жизни отдавали в освободительных войнах, но много и духовных героев таких, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иосиф Волоцкий, Александр Невский, патриарх Московский Гермоген – всех тех, кто своей жизнь показывали, что дух человека гораздо выше и важнее тела.

И тот же Сергий Радонежский не имел никаких технологических средств, избегал быть у власти, ходил пешком и при этом оставался самым влиятельным человеком на Руси того времени».

Именно такие примеры, по словам Александра Мосичкина, нужно доносить до детей, чтобы они понимали, что в жизни всё решают не деньги, должности и почёт. «И в любой ситуации человек может влиять на мир, оставаясь самим собой и не придавая свои ценности. Сегодня есть множество счастливых и успешных людей, которые не гонятся за славой или карьерой».

Поэтому он говорит про то, что сейчас школе в первую очередь нужно поднимать уровень духовности, «иначе мы как цивилизация ничем не будем отличаться от соседнего «прогрессивного» Запада». А это, по его убеждению, не возможно без осмысленной работы учителя.

«Без духовных ориентиров людям в современном мире будет сложно выжить, подчёркивает Александр Александрович. — Русский народ был непобедим потому, что сила его духа значительно превышала имевшиеся физические силы. Она гораздо выше всех происходящих в жизни неприятных событий».

Не на словах…

Как разносторонне образованный и целеустремлённый педагог, Александр Александрович стремится не только максимально вовлечь своих подопечных в учебный процесс, то и помочь им в становлении их мировоззрения. Поэтому в числе его разнообразной внеурочной деятельности ежемесячный выпуск с детьми школьной газеты, ставшей популярной уже не только среди учащихся, но и жителей Торбеево, руководство школьным волонтерским отрядом, различные увлекательно-познавательные походы и экскурсии.

Ближайшие планы учителя – это ведение кружка по проекторному краеведению, объединяющему в себе знания по всем трём курсам преподаваемых им предметов.

В конце прошлого года Александр Мосичкин попробовал с учащимися снять несколько социальных видеороликов. А сейчас они вместе с директором школы уже вынашивают идею настоящего конкурса видеороликов, который смог бы стать отличным стимулом, как для развития творческих способностей детей, так и для формирования личностных духовно-нравственного ценностей. После этого они намерены принять участие в Международном детском кинофестивале «Мы сами снимаем кино».

Кроме того, Александр Александрович – ещё и начинающий литератор. В настоящее время он готовит к выходу в свет уже вторую свою книгу. Первый сборник стихов и рассказов молодого автора «Жаворонки» вышел в свет весной прошлого года и был благосклонно принят его читателями. Книга повествует о вечных ценностях: любви к Родине, родным и близким.

И вот уже готовится сборник рассказов о маленьком деревенском мальчике Васятке, в основе которых лежат воспоминания автора о его детстве и размышления судьбах простых людей. Что, думается, будет очень интересно как для маленьких, так и больших его читателей.

Мы же поздравляем Александра Мосичкина с профессиональным праздником и желаем ему и всем нашим замечательным учителям новых успехов на их педагогическом поприще, способных и благодарных учеников и семейного благополучия!

Наталья Морозова

Фото из архива Александра Мосичкина


© 2024 Маяк.тв
Учредитель: Муниципальное автономное учреждение Малоярославецкого района «Районный информационный центр «Маяк».