В этом году у Петра Георгиевича Бобылёва, заслуженного работника образования Калужской области, депутата Районного Собрания, две юбилейные даты: 40 лет со дня основания Ерденевской средней школы, 30 из которых он является ее директором.
Когда общаешься с состоявшимся в жизни человеком, чаще всего слышишь его рассказ не о себе, а о тех, кто помог ему в личностном и профессиональном становлении. В ответ на мою просьбу вспомнить о своём педагогическом пути я услышала много интересного о людях, с которыми ему посчастливилось вместе решать задачи, строить планы и выполнять их.
От студента – до директора
Выпускник Мещовской школы, в 1972 году Пётр Георгиевич поступил на химический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Один год отработал по распределению в Перми, после чего вернулся на калужскую землю, приехал в Малоярославец, обратился в РОНО, которым заведовал тогда фронтовик Михаил Васильевич Жуков. Именно он направил молодого педагога в только открывшуюся, 1 сентября 1978 года, Ерденевскую школу (она тогда была восьмилеткой). До 1985 года Петр Георгиевич преподавал здесь химию и даже выпустил один класс в качестве классного руководителя, после чего три года отработал в райкоме КПСС. В райкоме курировал школы района, помогал предприятиям наладить шефство над ними. В 1988 году вернулся в школу уже директором; в 90-е годы преподавал химию и, окончив соответствующие курсы, вел уроки информатики.
С благодарностью – о тех, кто помогал…
Атмосферу глубокого уважения к окружающим людям, у которых есть чему поучиться, руководитель привнёс и в школу. Он каким-то чудесным образом находит таких людей, сам постоянно чему-то учится у них и вдохновляет на это педагогический коллектив и школьников. Среди тех, кто когда-либо помогал и помогает Петру Георгиевичу как директору и педагогу – и первый секретарь райкома КПСС Анатолий Кузьмич Ивушкин, и учитель физики Виталий Игнатьевич Кузнецов, который мог не только научить, но и привить любовь к своему предмету, и нынешняя заведующая отделом образования Юлия Викторовна Медова, несколько лет проработавшая здесь завучем и показавшая, как учить детей мыслить через научно-исследовательскую деятельность.
Друзья школы
Среди друзей школы – и Владимир Николаевич Морозов, энтузиаст, по инициативе которого в школе создан ботанический сад, в котором — и красивые растения, произрастающие на нашей земле, и заморские экзотические «гости» из других стран и с других континентов. Гости из солнечного болгарского города Кырджали, например, подарили ерденевским школьникам семена роз и перца, и теперь юные ботаники заботливо выращивают их, учатся азам селекционирования.
Педагог дополнительного образования Наталья Михайловна Антонова создала при школе гончарную мастерскую, в которой есть настоящий гончарный круг; двое молодых учителей окончили курсы гончарного мастерства в Санкт-Петербурге и обучают ему школьников. На прошедшей недавно выставке «Калужская осень-2018» ребята давали мастер-класс «Ерденевская глиняная игрушка».
Школе помогает замечательный мастер Виктор Иванович Носырев, у которого желающие могут поучиться кузнечному делу; вся школа – и само здание, и двор, — украшены изящными изделиями, сделанными его руками.
Интересные встречи
С кем только ни встречались ребята по инициативе Петра Георгиевича! Это и почётный гражданин Малоярославца Владимир Викторович Биркус, и выдающийся в прошлом футболист, а ныне депутат Обнинской Думы Лев Александрович Березнер: он не только встречался с учениками, но и присутствовал на школьных футбольных турнирах. Это и начальник расположенной неподалеку подстанции Анатолий Фёдорович Жеребятьев, и инженер высокой квалификации Виктор Дмитриевич Яковлев, в прошлом – заместитель генерального директора ООО «Агрисовгаз», и знаменитая биатлонистка Ольга Зайцева, и прекрасная певица из Обнинска, участницей шоу «Голос» Лидия Музалёва…Этот список можно продолжать долго. Благодаря таким встречам, по мнению директора, создаётся содержательная социальная среда, в которой дети могут не только получать среднее школьное образование, но и следовать примерам достойных, уважаемых обществом людей.
Воспитывая мастеров
Применяемый Петром Георгиевичем принцип «мастер растит мастера» даёт свои плоды в виде самых разнообразных видов деятельности учеников.
Это, например, экологическая деятельность: уборка территории от мусора, и не только школьной, но и такого особого, святого места, как Пудов колодец, исследование местной питьевой воды на экологическую чистоту, борьба с ядовитыми растениями, утилизация бытовых отходов.
В школе особенно уважают трудовые навыки и умения учащихся. Например, Азиз Иргашев подрабатывает на каникулах: строит с отцом дома; Марк Рисов умеет профессионально собирать теплицы.
Ребята активно занимаются научными исследованиями. Каждую весну в школе проходят конференции «Золотые россыпи». Директор радуется тому, что дети учатся работать с научной литературой, проводить эксперименты, анализировать, сравнивать, делать выводы. Юные ученые участвуют в научных «форумах» и более широкого масштаба: районных, областных, всероссийских. Они путешествуют (например, в Белоруссию, в Крым — на слёты экологов); интересные поездки по новым местам совмещаются с познавательными целями – посещением музеев, выставок, картинных галерей, архитектурных памятников…
С заботой о детях
Пётр Георгиевич убежден, что необходимо заниматься благоустройством школы и окружающей территории, чтобы дети учились и жили в комфортных условиях. И в этом у них полное взаимопонимание с главой администрации сельского поселения «Село Головтеево» А.Ф. Бурыкиным, который входит в состав Совета Ерденевской школы. Педагоги часто бывают в других образовательных учреждениях, перенимая их опыт – и создания музеев, и оформления здания, и использования, например, электронного экрана при входе в школу, на котором ребята могут обменяться интересующей их информацией, поздравить друг друга с днём рождения…
Сами управляем…
В коллективе учеников принято самоуправление. Сейчас в нём проходят выборы председателя школьного совета. Все кандидаты представляют на электронном экране свои программы мероприятий по дальнейшему развитию школы, а остальные ребята имеют возможность ознакомиться с ними и проголосовать за того или иного кандидата.
Педагог с большой буквы
У Петра Георгиевича большая дружная семья. Взрослые дети воспитаны в ценностях, которые для него являются неоспоримыми: добро, знание, семья, люди, которые рядом. В этой семье любят и переживают за целых шесть внучек и одного внука – Петра! И все они рядом не только в семье, но и в деле Образования, которому посвятил жизнь глава семьи: почти все родные и близкие Пера Георгиевича – педагоги по призванию и по профессии.
Самое главное, как мне кажется, педагогическое достижение директора Ерденевской школы состоит в том, что он переживает за каждого школьника, стремится охватить всех их продуктивной, развивающей деятельностью: учебной, спортивной, творческой, научной, культурно-массовой, сельскохозяйственной, экологической, познавательной, — чтобы сделать жизнь ребят наполненной смыслом: и увлекательной, интересной, что совершенно необходимо всем детям, и общественно-полезной.
Хочется пожелать Петру Георгиевичу в этот юбилейный для него год всегда сохранять в себе качества пытливого ученика, поскольку именно это и делает его Учителем с большой буквы!
Юлия Медова, заведующий отделом образования:
— Пётр Георгиевич Бобылев – это пример в нашем педагогическом пространстве. Пример того, как без красивых и витиеватых слов можно делать свое дело, как быть верным профессии и выбранному долгу. У Петра Георгиевича можно учиться видеть в каждом ребенке талант и одаренность. А еще любви к людям. Он молчалив и сдержан, но каждый человек, которого он встречает, априори для него носитель Знания и Добра. Поэтому он умеет раскрывать каждого для всех и всех учеников для каждого взрослого. Он не встречает по одёжке, он сразу настроен на душу и мир человека, входящего в его жизнь. И только поэтому мы так любим и ценим школьный мир, созданный Петром Георгиевичем Бобылёвым за последние 40/30 лет!
Галина Донченкова, председатель Общественной палаты Калужской области:
— Ребята в Ерденевской школе растут любознательными, творческими, трудолюбивыми, самостоятельными. Многие выпускники поступают в ВУЗы. В школе у каждого ребёнка есть дело по душе – или музей вычислительной техники, или работа в ботаническом саду, или выращивание овощей на школьном огороде, или подготовка научного доклада на конференцию… Пётр Георгиевич собрал вокруг себя коллектив ищущих педагогов-единомышленников. Желаю этому союзу дальнейшего плодотворного сотрудничества, а лично Петру Георгиевичу – здоровья и долголетия!